источник - http://artclub.renet.ru/theatres/drama/erofeev.htm С совестью в ладу Даже сыграв более 70 ролей, актер театра драмы Валерий Ерофеев не удовлетворен своей творческой карьерой На своем красном скутере он каждый день ездит из Солнечного поселка в театр драмы. Яркий, стремительный, энергичный, не такой, как все, конкретный и честный, свободолюбивый и независимый, не приемлющий условности, любящий жизнь и лишенный какой-либо двойственности. Он несется по жизни, радуясь каждому дню. Ему хочется открывать что-то новое и непознанное. Ему всегда не больше 25. А ведь совсем недавно, 27 сентября, он отметил свое 50-летие. Знакомьтесь: наш сегодняшний герой актер академического театра драмы им. Слонова Валерий ЕРОФЕЕВ. - Валерий Александрович, во-первых, с прошедшим вас. Как отметили юбилей? - Юбилей хотелось отметить по полной программе. Сделать, например, бенефис. Начиналось бы, допустим, все с того, как я выхожу на сцену в компании полуобнаженных девушек, танцую с ними, они меня раздевают, оставляя на мне только шляпу... А чего вы смеетесь? Это номер из моей шоу-программы, когда я работал в ночном клубе «Золотой скарабей». Денег все время не хватало - актерам платили мало, а нужно было поднимать на ноги двух сыновей. Вот и брался за любые предложения. Днем репетиции в театре, вечером - спектакли, а ночью - шоуменство. - Говорят, работа в ночном клубе - не сахар... - Да. Это сплошной экспромт, все на импровизации. Надо общаться с публикой, отвечать на их реплики - не всегда лицеприятные. Помню, как-то раз в 90-е в гримерку заваливаются малиновые пиджаки, а мы уже отработали свою программу, шел второй час ночи. Мол, мы только приехали так что давайте начинайте все сначала. Мы им объясняем, что все уже устали, рабочий день закончился. Но парни были настойчивые. Положили на стол пачку долларов... В общем, пришлось всю программу повторять заново. ...А возвращаясь к юбилею, хочу сказать, что провести празднества с размахом так и не удалось. В театре все готовились к премьере... Было не до того... Но зато есть к чему стремиться. - Вы вообще по жизни оптимист и весельчак, я смотрю. Наверное, с детства знали, что будете артистом. - Самое интересное, что нет. Кем я только не хотел быть - и военным, и учителем, и архитектором. Моим самым любимым школьным предметом было черчение. Я за весь класс чертежи делал! А вообще я был отличником. Круглым. Когда я пришел поступать в театральное училище - члены приемной комиссии, посмотрев на мой аттестат, не поверили, что я пришел к ним поступать: «С таким аттестатом в любой вуз с руками и ногами возьмут, а он пришел в театральное?!» А я просто приехал в Саратов (мы жили в Балакове) из праздного любопытства - дай-ка попробую поступить. И поступил. Проучился и, выпустившись из училища, я был сразу же зачислен в труппу нашего театра тогда еще имени Карла Маркса. Это было в 1979 году. 30 лет назад... А осенью 1981 года меня, можно сказать, прямо со сцены забрали в армию. - Где служили? - Сначала меня направили в ракетные поиска в Свердловскую область Я тогда дурака свалил. Мог бы как актер попроситься куда-нибудь в Самару, в ансамбль песни и пляски. Но нет, решил все по-честному делать. Хотя жизнь, как говорится, все расставила по своим местам. Благодаря уже приобретенной профессии службу я сразу начал в Доме офицеров. Был и художником, и организатором всех концертов, и главным исполнителем... Как-то раз приехал к нам на гастроли ансамбль песни и пляски «Красная Звезда» Московского военного округа. Увидел меня один из их руководителей, подозвал и говорит: «У нас проблема - уволили нашего конферансье. Умеешь стихи читать?» А уж на стихах я навострился, пока в Доме офицеров служил - там столько патриотических произведений выучил, к каждому событию что-то новое. Так вот, дали мне текст. Я говорю: «Не надо мне бумажек ваших. Я все и так запоминаю». Вышел, продекламировал, прочитал стихи... Всем все понравилось. И они мне говорят: «Мы сейчас едем дальше, в Пермь на гастроли. А вот как вернемся в Москву, тебе пришлем приказ о переводе». Я расстроился: хотели бы забрать, сделали бы это сейчас, стало быть, не подошел... Но нет, весной пришел приказ о переводе. И так я стал конферансье в этом знаменитом ансамбле. - Поездить, наверное, пришлось? - Конечно, весь Союз с гастролями объездил. С кем только на одной сцене не выступал! Однажды у нас был концерт в Колонном зале Кремля, выхожу я на сцену, открываю концерт, а следом за мной без объявления выходит Кобзон... И с Пугачевой мы стыковались, и с Толкуновой. Одним словом, есть что вспомнить. - Не хотелось, наверное, из такой-то «армии» уходить? - Нет. Меня, наоборот, оставляли на сверхсрочную службу, обещали квартиру дать в Одинцово (там базировался наш ансамбль)... Но на тот момент я посчитал, что оставить свой родной театр будет нечестно. Меня ведь там так провожали! Как сейчас помню, был День милиции, полный зал сотрудников правоохранительных органов. А я играл главную роль в спектакле «Отпуск по ранению». Отыграл, и вот по окончании спектакля выходит на сцену наш директор Константин Константинович Стефанович и объявляет, что, мол, перед вами сейчас играл актер, который завтра уходит в армию... В зале гул, аплодисменты... Короче, так все было трогательно и торжественно. И я думал, что так же все будет и после возвращения... Но жизнь не стоит на месте, и театр - это живой организм... Приехал обратно, а тут все по-другому: новый директор, новый худрук, новые актеры, новое отношение... В театре у меня были разные периоды, и не всегда выходило так, как хотелось. По большому счету, я не удовлетворен своим творческим багажом за эти 30 лет. Здесь, конечно, я сам виноват. Ну вот не умею я распихивать локтями тех, кто стоит рядом, не умею я подхалимажем заниматься, роли выпрашивать, прогибаться не умею... Очень порой хочется, но не могу я пойти вразрез со своей совестью. Это мой главный «недостаток». Мне бы лишний раз промолчать, а я нет, всю правду-матку выкладываю. Причем тем, кому это делать категорически запрещено. Благ от этого никаких, но зато с совестью своей в ладу! - Что это вы о грустном? Все-таки около 70 ролей сыграли - это не так уж и мало! - Да нет, я, конечно же, оптимист! Я радуюсь каждому дню. И так надо жить... Но все равно считаю, что жизнь - штука жестокая. Она все время ставит человека перед выбором, и часто приходиться делать его не в свою пользу... - Возвращаясь к вашему творчеству: кого же вы так и не сыграли? - Мечтал сыграть Хлестакова. Это мой герой. Но когда в театре ставили «Ревизора», я был в армии. Очень жалею об этом... Хотел бы сыграть Свидригайлова в «Преступлении и наказании» (в нашем спектакле его замечательно играет Виктор Мамонов). Такой колоритный персонаж - интересный, яркий, многогранный... - Но ваш Мармеладов не менее колоритен... - Согласен. Я очень люблю эту роль. Эта «Цыганочка» на столе, например, последний, быть может, танец в его жизни... Роль Мармеладова - это по сути 20-минутный монолог человека, стоящего на краю пропасти... И надо постараться удержать зрительный зал в напряжении и внимании все эти 20 минут. Вчера только играл этот спектакль, ко мне потом многие подходили и говорили: «Молодец! Отлично сыграл!» - А вообще отдачу какую-то чувствуете от своей профессии? - Чувствую, конечно. Хотя публика сейчас очень сложная. Например, на «Преступление и наказание» в основном ходят старшеклассники. А Достоевского в школе, на мой взгляд, изучать рановато. Хотя, конечно, необходимо. Когда мы готовились к постановке, мы все перечитывали роман. Я читал и не мог оторваться. Меня продирало до дрожи настолько гениально, проникновенно, захватывающе написано. Ловишь. каждое слово, понимаешь каждый поступок героев. Потому что уже есть опыт и ты знаешь жизнь. - Вы знаете жизнь, а как жить - вы знаете? - Нет, не знаю. Знаю только, что нельзя успокаиваться. И еще: в жизни очень важна самоирония! Без нее невозможно... К жизни надо относиться легко. И самое главное -- не надо никому завидовать. Зависть - это очень плохое чувство, с нею жизнь трудна и, извиняюсь за каламбур, незавидна! Юлия Троць «Саратовская панорама» 14-20 октября 2009 г.